Описание
Современная тифлопсихология — это новый подход к развитию психики человека. Использование отечественной традиции специальной психологии позволяет переход от описания особенностей развития отдельных психических функций при слепоте к изучению закономерностей психического онтогенеза слепого ребенка в целостности, системному пониманию его закономерностей. На основе интеграции основных идей культурно-исторической теории (идеи о психическом развитии как последовательности психологических возрастов, идеи о дивергенции натурального и культурного развития психики человека, идеи о системном строения высших психических функций и системного строения дефекта как результата психического развития в особых условиях, идеи о социальном вывихе как основной механизм дизонтогенеза): пересмотрено традиционное определение предмета и фокуса исследования онтогенеза при слепоте, заключавшееся в изучении особенностей развития отдельного психического процесса и функций; в качестве предмета культурно-исторической тифлопсихологии в изучении слепых детей предлагается изучение закономерностей освоения ведущей деятельности и становления возрастных психологических новообразований на каждом возрастном этапе; фокусом исследования развития слепого ребенка является выделение на каждом возрастном стадии тех критических точек, в которых натуральное развитие приобретает культурную форму и возникает риск отклонения от логики психического онтогенез; пересмотрено традиционный представление о снижении психической активности как основной механизм дизонагенизации при слепоте в раннем возрасте; развиваются и конкретизируются идеи Л. С. Выготского о социальном вывитии как основной механизм отклонения от логика онтогенеза и формирования вторичных нарушений в развитии ребенка; доказано, что критическими точками в развитии являются периоды, когда перед ребенком встают задачи освоения новых форм общения, открывающих ему возможность присваивать новые пласты культурного опыта; дополнен традиционный подход к изучению взаимосвязи общения и предметной деятельности: классическое понимание общения как необходимой предпосылки развития предметной деятельности конкретизируется описанием содержания четырех шагов в развитии общения и действий с предметом как единой системы, в которой каждый шаг входит в единую систему, в которой каждому шагу входит в единую система, в которой каждое шаг входит в единый шаг; дополнен традиционным подходом к изучению взаимоотношений предметной деятельности и общения: классическое понимание предметной деятельности как необходимой предпосылке развития предметной деятельности. Кроме того, классическое понимание общение как необходимой предпосылкой развития предметной деятельности можно конкретизировать описанием содержания четырех шагов в развитии коммуникации и действий с объектом как единая система, в которой ежедневные шаги входят в единую систему.
Отзывы
Отзывов пока нет.