Как писать монографию

Монография – это «моно» и «графия» — узкотематическое научное исследование, в котором полно расписаны этапы проводимого изыскания. Пишется на определённую тему. Структура монографии, как и любого другого научного труда, должна быть строго выдержана. К работе предъявляются требования ВАК и ГОСТ.

Структура монографии

Как нужно писать монографию? Требования к структуре монографии следующие:

  • Титульный лист. Здесь указывается информация об авторе – ФИО, год издания, издательство, тема исследования.
  • Вторая страница. Здесь приводится аннотация. В аннотации к монографии даётся краткое изложение материала, который описан в научной работе. Здесь также прописывается ISBN, УДК, ББК. 
  • Далее введение. Здесь кратко описываются методики, которые применял автор, излагается проблема, которая изучалась в ходе написания. Во введении часто задаются вопросы, на которые автор будет отвечать по ходу текста. 
  • Первая глава. Это научный обзор литературы, которая использовалась учёным для подготовки труда. Не нужно здесь перечислять список литературы – это другая часть работы. На основании обзора автор подводит читателя к проблеме, которая изучалась.
  • Последующие главы. Их несколько, здесь описывается само исследование. Количество глав и страниц в каждой определяется учёным самостоятельно. Пишется столько, сколько необходимо для полного раскрытия темы.
  • Заключение. Здесь излагается результат проведённого исследования, его практический смысл, применение.
  • Список литературы, на который опирался автор при написании труда. Должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ. Указываются как бумажные источники, так и электронные.
  • Приложения. Это наглядный материал, который позволит читателю лучше понять ход исследования.

Необходимо придерживаться указанных требований к монографии, чтобы у диссертационного совета не возникло вопросов. При написании монографии нужно руководствоваться ГОСТом. 

Требования к монографии

ВАК (высшая аттестационная комиссия) предъявляет определённые требования к монографии. Они таковы:

  • тема монографии должна пересекаться с темой диссертации;
  • необходимо в «теле» провести глубокое обобщение новых научных данных;
  • итогом работы должны стать результаты, которые излагаются в «теле», а обобщаются в заключительной части;
  • объём работы минимум 10 печатных листов, минимальный тираж – 500 экземпляров;
  • рецензию должны написать не менее 2 авторитетных учёных в области проведённого исследования;
  • рецензию также написать ведущая организация.

Требования ВАК к монографии определяются решением рабочей группы Минобрнауки от 23.07.2013 года в протоколе №1. Также монография оформляется по ГОСТу 7.60-2003. Это:

  • печатный шрифт Times Roman;
  • размер 14;
  • между строчками должен быть полуторный интервал.

Пример для ознакомления можно попросить у научного руководителя. Жанр и стиль написания – научный.

 

Как написать заключение к монографии

В заключении подводятся итоги исследования, которые были проведены будущим учёным. Само исследование описывается в предыдущих главах. Когда учёный пишет монографию, труд начинается с введения. В повествовании часто задаются вопросы, на который автор отвечает по ходу текста работы.

Когда пишется заключение, необходимо подвести итог – то есть, ещё раз кратно ответить на вопросы, которые были поставлены во введении. Также нужно обобщить результаты исследования, которое описывается в труде учёного. 

То есть, заключение – это общий итог, написанный кратко и ёмко, но исключительно в рамках выбранной темы. Автор излагает свою позицию, делает свои выводы, обобщает свои итоги. В заключении могут быть только свои мысли, заимствовать цитаты или иное в заключении к монографии не рекомендуется. 

Пример хорошего заключения можно «подсмотреть» у коллег, которые уже издавали свои труды. Жанр и стиль написания необходимо выдержать в рамках поставленной темы. 

Как пишется аннотация к монографии

Аннотация – это «выжимка» из статьи, здесь кратко освещается суть исследуемого вопроса. Не стоит путать аннотацию и введение. В аннотации статья описывается так, чтобы читатель смог сразу понять, интересно или ему тема научного труда, желает ли он далее читать текст и ли нет.

В аннотации приводится краткое содержание научного труда. При написании следует опираться на следующие ключевые моменты:

  • писать нужно простым языком, не стоит сразу же приводить сложные научные понятия, суть которых будет раскрыта по ходу статьи;
  • использовать лексику по теме исследования нужно, но аккуратно, что не «испугать» читателя;
  • излагать мысль стоит так, чтобы у читателя возникло желание читать дальше;
  • акцент нужно делать на задачи, которые автор сам поставил перед написанием статьи, на результаты исследования;
  • перед написанием необходимо провести СЕО-диагностику текста, определить ключевые слова, и использовать их при написании аннотации. 

Важно! Примерный объём аннотации – примерно 500 знаков. В это количество нужно вложить всю суть дальнейшей статьи. Основная задача, которая ставится при написании аннотации – это увлечь читателя! Текст должен был лаконичным, не заимствованным, должен выделяться среди аналогичных работ других авторов.

Придерживаться также стоит следующих рекомендаций:

  • аннотация пишется только после того, как статья будет закончена – это позволит опираться на основные моменты;
  • при написании труда стоит придерживаться плана, ранее составленного автором — аннотация составляется в соответствии с этим планом;
  • текст предисловия должен отражать актуальность и новизну темы и проводимого исследования;
  • стоит делать упор на «завлекательные» триггеры, употреблять фразы, которые привлекут читателя.

Прежде чем приступать к написанию аннотации, стоит изучить работы по аналогичным темам других учёных.  Рекомендуется сделать «выжимку», и самое лучшее употребить в предисловии к работе. Для того чтобы труд привлёк членов диссертационного совета, рекомендуется писать аннотацию по следующему плану (делая упор на следующие фразы):

  • «статья посвящена…»;
  • «в материале рассматривается…»;
  • «с использованием методики…», «проведён анализ…»;
  • «автором было озвучено…»;
  • «на основании полученных данных было выявлено…».

Пример оформления можно увидеть на кафедре или попросить у коллег. Жанр и стиль написания такой же, как и самой монографии, но более простой речью. 

Оформление монографии по ГОСТу в списке литературы

При оформлении монографии по ГОСТу в списке литературы необходимо придерживаться ГОСТ 7.1–2003. Обязательным требованием при написании диссертационной работы является использование учёным научной литературы – в том числе и монографий. Как правильно оформить в списке литературы монографию? Придерживаться нужно следующих правил оформления:

  • сначала указывается ФИО автора – фамилия полностью, имя и отчество достаточно инициалов;
  • название труда;
  • указание на тип источника;
  • место издания;
  • наименование издательства, издавшего монографию к прочтению;
  • год издания;
  • точное количество страниц.

Отдельно делать ссылку на конкретную страницу работы, с которой диссертант почерпнул информацию для диссера, нет необходимости. Достаточно указать точное число страниц.