Чем интернатура отличается от ординатуры

Будущие медики, для улучшения качества знаний и получения практического опыта, продолжают обучение. Интернатура и ординатура – это заключительная ступень в образовании будущих врачей. Об отличиях поговорим далее в статье.

Что такое интернатура и ординатура

Интернатура и ординатура – это ступени послевузовского образования после обучения в ВУЗе по медицинской специальности. Обе ступени имеют ярко выраженную практическую направленность, но также значительно отличаются друг от друга.

1 сентября 2016 года прием на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекратился. Интернатура в РФ перестала существовать. Её альтернативами стали ординатура и профессиональная переподготовка.

Чем интернатура отличается от ординатуры? Интернатура – это получение дополнительного образования после защиты диплома по окончании медицинского ВУЗа. Готовит специалистов для работы в государственных учреждениях Министерства здравоохранения РФ. Реже готовит медиков для частной практики. Можно сделать вывод, что первичная ступень послевузовского образования.

Ординатура – заключительная ступень. Чаще проходит в научно-исследовательских институтах. Основная цель обучения – совершенствование ранее полученных практических и теоретических знаний. Прочие отличия можно увидеть в таблице:

Параметр сравнения Интернатура Ординатура 
Будущая медицинская карьера Врач местного профиля по выбранной специальностиЗаведующий отделением, перспектива получения административной должности
Срок обучения 1 год после окончания ВУЗа 2 года после окончания интернатуры или ВУЗа
Получение знаний Общего профиля Исключительно по выбранной специальности
Порядок получения знаний Групповой Практически индивидуальный 

Продолжительности обучения в интернатуре, ординатуре и аспирантуре

Если проводить аналогию между получением «обычного» и медицинского образования, то ординатура сродни аспирантуре – готовит кадров для научной деятельности. Чем ординатура отличается от интернатуры? Первое отличие – срок получения знаний. На начальной ступени послевузовского образования врачи обучаются в течение 1 календарного года после окончания ВУЗа. При успешной сдаче итоговой аттестации можно поступить на заключительную ступень послевузовского обучения. Здесь срок обучения несколько дольше – 2 года.

В аспирантуре обучаются в течение 3 лет после окончания высшего учебного заведения по программе специалитета или магистратуры. 

И в ординатуре и в аспирантуре готовят кадров для дальнейшей научной деятельности. Результатом учебы становится научная работа, практическая часть которой строиться на результатах исследований, проведенных самостоятельно, но под руководством научного руководителя. После окончания аспирантуры можно вести педагогическую деятельность. 

Будущие врачи, решившие посвятить себя науке, после окончания ВУЗа могут поступить в аспирантуру по медицинскому профилю. После окончания и защиты диссертации будет выдан диплом, дающий право на присвоение ученой степени «кандидат медицинских наук». Во время прохождения процесса учёбы в аспирантуре будущий кандидат начинает вести преподавательскую деятельность, пишет собственные статьи в научные журналы (которые обязательно должны быть аккредитованы ВАК), делает публикации в электронных научных источниках. 

После аспирантуры можно поступать в докторантуру. Нужно проводить много самостоятельных исследований, печатать и издавать монографии и статьи в журналах. Материал необходимо подавать так, что будущие ученые заимствовали его для своих научных работ. 

Чем отличается интернатура от ординатуры в медицине

Когда студент медицинского ВУЗа представляет свою дальнейшую карьеру, он определяет самостоятельно, куда ему идти учиться дальше – в интернатуру или ординатуру. Если студент амбициозен, и видит себя только в качестве административного работника, то без заключительной ступени послевузовского обучения ему не обойтись. Если же он согласен работать «на приёме», то следует остановится на интернатуре. После отмены этой ступени послевузовского образования, практику можно начинать сразу же после окончания медицинского высшего учебного заведения. Если нет желания, то тратить время на получение дополнительного образования нет необходимости.

Количество часов практики на каждой из ступеней послевузовского образования в медицине примерно одинаковое. Разница в следующем — ординатор уже больше похож на квалифицированного врача, а интерну могут поручить «грязную» работу. 

Кроме получения практического опыта в амбулаториях и поликлиниках, интерны и ординаторы должны посещать лекции и семинары. На теоретическую часть отводится всего 120 часов в год. В остальное время – практика. 

Получив образование на заключительной ступени послевузовского обучения, медики получают возможность занимать руководящие должности. Можно даже строить карьеру в Министерстве здравоохранения. Ординатура даёт возможность двигаться по карьерной лестнице даже в пределах одного медицинского учреждения.