Как узнать индекс цитирования
Занимаясь поисками издания для публикации своей статьи или выбирая ученого для возможного соавторства, необходимо обратить внимание на степень их авторитетности и влияния в научном мире. В этом деле первыми помощниками становятся индексы цитирования.
Индекс цитирования научных статей
Citation index (индекс цитирования) – весь объем опубликованного в различных источниках научного материала, который та или иная научно-поисковая система сочла достоверным и достойным своего внимания после проведения собственной экспертизы.
Каждая платформа составляет свою базу данных, в пределах которой выстраивает иерархию авторитетности изданий и авторов, используя для этого различные алгоритмы подсчета распространенности и значимости публикаций.
В зависимости от степени охвата источников информационная база может быть международной или национальной.
Индекс цитирования Google Scholar
Google Scholar (Академия Google) – специальный инструмент, созданный поисковой системой Google для поиска научной литературы. В рамках сервиса можно найти любую размещенную в сети Интернет и имеющую рецензию научную статью, диссертацию, книгу, публикацию в сборнике.
Большой диапазон поиска позволяет Академии не только систематизировать всю публичную активность каждого автора, но и проанализировать доступную ей информацию и подсчитать отдельные наукометрические показатели.
Моменты, которые положительно или негативно влияют на качество поиска и выдаваемых системой показателей:
- обширный банк информации, включающий в себя в отличие от других платформ и непериодические издания: отдельные сборники статей, учебники, монографии;
- русифицированный и бесплатный поиск необходимых материалов;
- мобильное реагирование – подсчет охватывает и свежие выпуски изданий, остальные сервисы подсчитывают публикации минимум двухлетней давности;
- наличие изданий низкого качества из-за отсутствия какой-либо собственной научной экспертизы.
Индекс цитирования Scopus
Быстро наращивающая свое влияние и популярность в российском мире научных публикаций, международная база данных Scopus заслуживает особого внимания.
Она насчитывает 300 научных разделов, индексирует свыше 17 тысяч изданий и все чаще интересуется российскими публикациями. Несмотря на довольно жесткие требования, выдвигаемые отечественным изданиям, желающим получить индексацию в Scopus, список научных журналов РФ, учитываемых базой, стабильно растет, на сегодняшний день численность изданий превышает 500 наименований.
Попадание публикации автора в индекс цитирования Scopus гарантирует появление интереса к его работе коллег, работающих в разных уголках планеты, и повышение его собственного уровня авторитетности в мировом научном сообществе.
Платформа Scopus интересна еще и тем, что именно на ней рассчитывается один из самых объективных показателей авторитетности издания.
SJR (SCImago Journal Rank) – показатель, соотносит число работ, опубликованных в журнале, с количеством ссылок на эти работы. Причем ссылки подсчитываются не путем простого суммирования, каждое цитирование имееткоэффициент, зависящий от престижа издания, которое цитирует, и от степени его близости к источнику цитирования по научной дисциплине.
Кроме этого рейтинга изданий Scopus выдает еще 2 уникальных индекса:
- CiteScore – показатель, рассчитывающий среднее число цитирований каждой публикации издания;
- SNIP – соотносит число цитирований отдельного издания со средним количеством цитирований для журналов этой отрасли науки.
Индекс цитирования РИНЦ
Российская национальная база научных публикаций (РИНЦ) создана на основе платформы elibrary. Регистрация в нем обязательна для всех научных журналов РФ. На сегодняшний день база оперирует 12 миллионами публикаций, выложенными в 6 тысячах российских изданий.
С одной стороны, такой объем позволяет пользователю быстро найти любую интересующую информацию, а системе – проанализировать и оценить не только издания и авторов, но и результативность научно-исследовательских организаций. С другой стороны, недостаточно строгий контроль качества статей искажает показатели, высчитываемые РИНЦ, негативно сказывается на качестве выдаваемой системой информации, не отсеивая недостоверный контент.
Индекс цитируемости автора
В отличие от индекса цитирования, означающего общую совокупность научных материалов, индекс цитируемости автора представляет собой числовой показатель, характеризующий авторитетность ученого через число ссылок-обращений к его работам. Существует 2 основных таких показателя:
- классический «индекс цитируемости». Каждая база данных вычисляет свой индивидуальный индекс для каждого публикующегося ученого. Коэффициент высчитывается для разных реферативных баз (сами статьи, аннотации, библиографические описания, перечни литературы) отдельно и равен количеству ссылок на все труды ученого, независимо от того, написаны они индивидуально или в соавторстве.
- индекс Хирша. Альтернативный вариант классического индекса, соотносит количество ссылок и опубликованных работ. Равен числу публикаций ученого, на которые имеется минимум столько же ссылок. Весьма значимый показатель, несмотря на множество нареканий к нему в научных кругах. Действительно, автор, создавший одну публикацию, вызвавшую резонанс в научных кругах и активно ее обсуждаемую, будет иметь индекс равный 1. А ученый, написавший десяток неоднозначных, часто критикуемых трудов, получит показатель 10. Но если откинуть подобные крайности, индекс Хирша дает хорошее представление о степени плодовитости и авторитетности автора.
Как повысить индекс цитируемости
Высокий индекс цитируемости повышает шансы статьи на публикацию в престижном журнале, т.к. гарантирует изданию интерес к статье и большое количество ссылок на нее. Поэтому погоня за повышением коэффициента стала неизбежной для большинства ученых.
К тому же в последнее время многие фонды начали выделять гранты на конкурсной основе, выставляя одним из основных требований высокий индекс цитируемости автора. Требование подстегнуло претендентов озадачиться вопросом, как можно увеличить свой индекс. В научных кругах подобное стремление даже получило обидное прозвище «фаллометрия», но тенденция к наращиванию собственных показателей все сильнее набирает обороты.
Из наиболее удачных вариантов увеличения показателей можно выделить следующие:
- Пройти регистрацию в качестве автора в российской базе цитирования РИНЦ и создать свой профиль в Google Scholar.
- Увеличить количество ссылок в новых статьях на собственные опубликованные работы (самоцитируемость).
- Улучшить качество документов, сопровождающих статью:
- повышать информативность аннотаций к статье, обязательно составлять их англоязычный вариант;
- при подборе ключевых слов использовать общепринятые англоязычные термины;
- в каждой публикации прописывать максимум информации о себе и месте своей работы, уделяя особое внимание полноте и точности названий и формулировок (особенно англоязычных);
- обязательно дополнять список литературы к статье ссылками на собственные публикации.
- Использовать возможности соавторства:
- выбирать в соавторы коллег с высокими наукометрическими показателями или сотрудничать с англоязычными авторами;
- договориться о взаимном обмене ссылками с коллегами в научной области.
- Увеличить ареал публикаций и круг их чтения:
- рассылать копии своих статей коллегам из разных стран;
- рассылать свои рукописи в журналы, индексируемые базами цитирования, или в зарубежные издания, стараясь избегать низкопробных издательств;
- проверить условия договора с издательством и, если он позволяет, размещать уже опубликованные работы в свободном доступе на ресурсах сети Интернет;
- принимать активное участие в различных обсуждениях соответствующих тем на форумах в сети Интернет, в ходе обсуждений выкладывая ссылки на свои работы.
И конечно, самый надежный и честный способ – больше писать на актуальные и интересные темы, искать новые подходы к проблеме, находить неожиданные решения и чаще публиковать свои статьи в ведущих изданиях.
Другие наукометрические показатели
Для числового выражения уровня авторитетности в научном мире изданий и авторов используются и другие алгоритмы подсчета. Среди пользующихся популярностью показателей внимания заслуживают следующие:
- Impact-factor (импакт-фактор) – показатель, который составляется по изданиям, относящимся к одной научной области. Представляет собой соотношение ссылок за год на публикации двухлетней (классический вариант) или пятилетней (альтернативный вариант) давности и количество всех публикаций в издании этого же периода времени.
- Immediacy index (индекс оперативности) – характеристика актуальности исследований. Соотносит число публикаций в журнале за календарный год и количество ссылок на них за этот же период – своеобразная проверка скорости охвата научного мира информацией, выданной этим изданием.
- Eigenfactor – более корректный и точный вариант SJR (база Scopus). Использует расчеты за 5 лет, полностью исключая из них самоцитирование.
- Индексы для статей, написанных в соавторстве:
- I-индекс (индекс Хирша коллектива) – характеризует состав команды ученых, представляет собой количество авторов в группе, имеющих такой же (или более высокий) личный индекс Хирша.
- Личный h-index – соотношение индекса Хирша группы статей и количества авторов, принимавших участие в их написании.
- G-index (индекс Эгга) – вариант индекса Хирша, дающий более четкое представление о количестве работ, вызвавших резонанс в научных кругах. Представляет собой число работ, сумма ссылок на которые равна (или превышает) числу работ, возведенное в квадрат. То есть G-index, равный 8, означает, что суммарное цитирование восьми работ этого автора достигло, как минимум, числа 64.
Важно помнить, что одни и те показатели, рассчитываемые разными базами данных, могут у одного и того же издания или автора разниться. Для составления более точного представления об авторитетности журнала или ученого следует принимать во внимание все многообразие индексов, предлагаемых научными платформами.
Добавить комментарий