Описание
Практическая и теоретическая значимость работы заключается в том, что автор разработал теоретические положения религиозного экстремизма как процесса проявления социальной активности: а)направленного на радикальное преобразование реальности в соответствии с утопическими представлениями о справедливом идеальном, теократическом, обществе и /или государстве, реализация которого сопровождается социальной напряжённостью, перераспределением экономического, социального и политического капитала; б) реализуемого в форме религиозных объединений. Теоретическая ценность предлагаемого комплексного подхода, сочетающего концепции социологии религии, философии религии, когнитивистики, социальной антропологии определяется концептуализацией экстремистской деятельности и возможностью проведения на эвристическом уровне социальных гуманитарных исследований девиантовных форм поведения, социальных конфликтов, механизмов групповой радикализации и сплоченности. Результаты исследования дополняют концепции социальной психологии, психологии религии и социологии религии. В частности, теории священного (М. Мосс, Р. Отто, М. Элиаде) как субъекта, одновременно выступающего нуминозным или актором; девиантности (Я. Гилинский), характеризуя религиозные экстремизм как девиантные, а также оппозиции «мы – они», «свои – чужие» (М. Бубер, Б. Вальденфельс) и «чистоты – нечистоты» (М. Дуглас), указывая на взаимодополняемость их посредством ритуализации. Концепции религиозного экстремизма и экстремистская деятельность (М. Яхьяев, В. И. Красиков) уточняются описанием свойств экстремистского сознания. Полученные данные и выводы могут быть включены в состав религиоведческого и социально-философского знания. Набор методологических и концептуальных ресурсов может быть использован для изучения разных социальных систем. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты могут служить теоретико-методологической базой для проведения теоретической и эмпирической работы.
Отзывы
Отзывов пока нет.