Описание
Методология и теоретическая основа исследования состоит из общенаучных, гуманитарных, специально-исторических и структурно-функциональных методов (структурно-функционального, историко-генетического, сравнительно-аналитического, системно-аналитического, типологического, причинно-следственного и типологического). Рассматривание проблемы требует междисциплинарного подхода в области общегуманитарного знания: на стыке пасторологической и церковно-исторической отраслей богословского знания. При использовании специально-исторических методов исследуемые процессы и явления рассматриваются в контексте деятельности личностей, с опорой на продуцируемые ими источники. При этом в работе уделяется особое внимание соблюдению историзма. Кроме того, методологическим принципом исследования является использование богословской герменевтики в текстах, содержащих осмысление пастырского богословия. В рамках диссертации используются понятия и выражения, употребление которых может быть неоднозначно. Так, демаркации требуют понятия «священство» и «пастырство». Священство в православной традиции является «одним из проявлений дара священства», в рамках которого священник получает в таинстве власть помогать людям и власть восходить к Богу». Однако, именование пресвитеров пастырями происходит не раньше рубежа 18-19 вв.. Исследование причин этого явления, а также его связи с трансформациями практики подготовки духовенства в том числе посвящена данная диссертация. В связи с этим требуется пояснить употребление нами термина «пастырская подготовка» в контексте исследуемого хронологического периода и отличия от «подготовки духовенства». С одной точки зрения, Церковь на каждом этапе руководствуется априорной парадигмой — предзаданными в догмах ценностями — с другой, в конкретный период времени априорная, данная в Священном Писании идея уточняется исходя из нынешних реалий. Поэтому пастырская подготовка представляет собой подготовку к служению как пастыря, в основе которой лежат Предание и накопленный опыт.
Отзывы
Отзывов пока нет.