Агиографическая литература как практическая педагогика православной культуры

Агиографическая литература как практическая педагогика православной культуры

Автор: Дивногорцева С.Ю.

Тип: статья в журнале

Язык: русский

Название журнала: Наука и школа

Номер: 4

Год: 2020

Страницы: 198-206

УДК: 37.017.93

Категория:

Описание

Входит в РИНЦ: да

Цитирований в РИНЦ: 0

Входит в ядро РИНЦ: нет

Цитирований из ядра РИНЦ: 0

Норм. цитируемость по направлению: 0

Дециль в рейтинге по направлению: 0

Тематическое направление: Educational sciences

Рубрика ГРНТИ: Народное образование. Педагогика / Общая педагогика

Ключевые слова:

АГИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, HAGIOGRAPHIC LITERATURE, ORTHODOX PEDAGOGICAL CULTURE, SPIRITUAL VALUES

Аннотация:

На протяжении тысячелетия в России происходило становление и развитие феномена православной педагогической культуры. Ее теория формировалась на основе обобщения опыта религиозно-нравственного развития и воспитания личности, представленного в том числе и в агиографической литературе. Целью настоящей статьи является характеристика доминирующих идей православной педагогической культуры с опорой на примеры из практики житий святых. Методологической основой исследования послужили философские и антропологические идеи — характеристики человека как личности и индивидуальности; идеи о детерминированном влиянии аксиологии на духовную культуру, разновидностью которой является православная педагогическая культура. В результате проделанной работы автор пришел к выводу, что агиографическая литература несет в себе значительный педагогический потенциал, поскольку на наглядных примерах показывает правильно с точки зрения православного вероучения выстроенную жизнедеятельность индивида; она иллюстрирует те теоретические положения и духовные доминанты православной педагогической культуры, которые отражают ее ценностную ориентацию, эталоны, служащие основой для выстраивания и верификации поведения православного христианина. С этой точки зрения агиографическая литература может быть названа практической педагогикой в православной культуре и может подлежать изучению с целью фиксации и воспроизведения эталонной высоты образа духовно и нравственно развитой личности.

Описание на английском языке:

Throughout the millennium, the phenomenon of Orthodox pedagogical culture has been developing in Russia. Its theory was formed on the basis of the generalization of the experience of religious and moral development and upbringing of personality, presented, among other things, in hagiographic literature. The purpose of the article is to characterize the dominant ideas of Orthodox pedagogical culture, based on examples from the practice of the lives of saints. The methodological basis of the research was philosophical and anthropological ideas — characteristics of a person as an individual personality; ideas about deterministic influence of axiology on spiritual culture, a variety of which is Orthodox pedagogical culture. As a result of analysis, the author concludes that hagiographic literature has a significant pedagogical potential, as it illustrates, from the point of view of the Orthodox faith, the built up activity of the individual; it illustrates the theoretical provisions and spiritual dominants of the Orthodox pedagogical culture, which reflect its value orientation, standards that serve as a basis for building and verification of the behavior of an Orthodox Christian. From this point of view, hagiographic literature can be called practical pedagogy in Orthodox culture and can be studied in order to fix and reproduce the standard height of the image of a spiritually and morally developed person.

Список литературы:

1. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2011. 39 с.
Контекст: …Руси в отечественном социокультурном пространстве сформировался феномен православной педагогической культуры, «объем содержания которого включает в себя теоретические представления о духовно-развивающей деятельности, а также опыт религиозно-нравственного воспитания и обучения личности» [1, с. 13]…

2. Тузов М. Л. Древнерусская агиография в философском аспекте // Уч. зап. Казанского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, № 1. С. 149-158.
Контекст: …Агиографическая литература вошла в письменную и устную словесную традицию в качестве «репрезентации бытия по подобию, то есть бытия человеком в христианском смысле, в виде осмысленных подражаний Иисусу Христу…» [2, с. 149-150]…
…Предания. «Разумеется, — отмечает М. Л. Тузов, — статус агиографического произведения не мог быть буквально приравнен к статусу Библии, догматов, однако он имел, по сути дела, столь же стабильный и фактический нормативный характер» [2, с. 150]…

3. Шмеман А., протопресв. Основы русской культуры. М., 2017. 412 с.
Контекст: …А. Шмеман считал, что понятие «святость» имеет два толкования [3, с. 38]…

4. Дорофеева Л. Г. «Ангел во плоти». Образ святой в житии преподобной Марии Египетской: к проблеме понимания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 5-1(23). С. 58-61.
Контекст: …нем не может исчезнуть образ Божий: яркий пример тому — житие Марии Египетской, раскрывающее образ бывшей блудницы, через покаяние достигнувшей вершин подвижнического жития, ставшей «ангелом во плоти» [4]…

5. Флоренский П. А. Имена: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. 439 с.
Контекст: …Одновременно в человека заложено и подобие Божие, данное в возможности, как потенциал духовного развития, как «возможность образ Божий, сокровенное достояние наше, воплотить в жизни, в личности, и таким образом явить его в лице» [5, с. 357]…

Агиографическая литература как практическая педагогика православной культуры

Отзывы

Отзывов пока нет.

Будьте первым, кто оставил отзыв на “Агиографическая литература как практическая педагогика православной культуры”

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *